В условиях плотной городской застройки всё более популярными становятся пешеходные тоннели. Эти подземные сооружения позволяют существенно экономить пространство между зданиями, они соединяют между собой отдельно стоящие строения или объекты, при этом не нарушают общий вид и не выделяются в ландшафте. Тоннели широко используются в городской инфраструктуре не только для коммуникации между административными и транспортными объектами, но и для безопасного пересечения проезжей части, сокращения пути, когда нет возможности проложить дорогу на земле или над землёй. Подземные сооружения для пешеходов становятся альтернативой мостам и надземным переходам.

Тоннели всё чаще используются и в частном домостроении, органично вписываясь в современные дизайны и отвечая ритмам жизни. С их помощью можно попасть из одного здания в другое, не выходя на улицу, а это особенно удобно в холодное время года.

 

Строительство туннеля между домами

 

Наша фирма имеет большой опыт строительства туннелей и других монолитных сооружений для частных физических лиц и различных компаний. Мы готовы построить безлопастный туннель между строениями с учетом комплексной гидроизоляции сооружения и с многолетней гарантии, как для частных лиц так и для организаций. Для расчета стоимости вы можете обратится в наш сметный отдел по почте указанной в контактах.

 

Строительство подземных тоннелей для пешеходов между домами и строениями

Строительство подземных тоннелей для пешеходов между домами и строениями

                 

 

Проектирование строительства тоннеля

 

Тоннель – это горизонтальное или наклонное сооружение, которое расположено под землёй, и длина которого в несколько раз превышает ширину и высоту. Тоннели могут строиться для метрополитена, трамвая, автомобильного, городского транспорта, а также для прокладывания коммуникаций. В процессе создания проекта для пешеходного тоннеля необходимо ориентироваться на правила, изложенные в СНИП конкретно для данного вида сооружений.

Перед началом работ, в первую очередь, выполняется разведка на местности, берутся пробы грунта, изучается его структура и состав. Обязательно проверяется наличие подземных коммуникаций – они не должны пересекать будущее сооружение. Немаловажным этапом подготовки является определение уровня грунтовых вод и расчёт их максимального и минимального объёма.

На этапе проектирования определяется метод строительства, вычисляются оптимальные размеры тоннеля, глубина его залегания. Для выбора наиболее подходящего способа сооружения тоннеля необходимо учитывать следующие факторы:

  • инженерные условия;
  • результаты геологических изысканий;
  • место проходки (мыс, перевал, под водой, под зданием);
  • длину и сечение тоннеля;
  • наличие специальной техники, инструментов;
  • особенности окружающей инфраструктуры (далеко не везде можно рыть подземные траншеи);
  • сложность земляных работ.

Когда проект готов, можно приступать к строительным работам.

 

Технология и способы строительства тоннелей

 

Технология и способы строительства тоннелей

 

Все существующие технологии сооружения тоннелей можно условно разделить на три категории:

  • открытого типа;
  • закрытые;
  • специальные.

При открытом методе строительства глубина траншеи не должна превышать 25 метров. Конструкции тоннеля собирают целиком или по частям в вырытых заранее котлованах, и только после сборки производят засыпку грунта.

Более сложным с точки зрения реализации является закрытое строительство, при котором все работы выполняются под землёй. Глубина, на которой проходит тоннель при таком способе, зачастую превышает 25-30 метров.

Специальными называют либо комбинированные способы строительства, либо требующие каких-то дополнительных действий. Например, если траншею нужно вырыть в сильно обводнённом грунте, применяют способ искусственной заморозки почвы.

 

Щитовой способ строительства тоннелей

 

Щитовой способ строительства тоннелей

 

Одним из классических методов сооружения тоннелей является щитовой способ. Он предполагает использование тоннелепроходческого комплекса (ТПК), попросту, круглого щита. Металлический комплекс является временной опорой, под защитой которой производится выборка и вывоз грунта на поверхность. До разборки щита выполняется также сооружение и установка обделки (монолитной или сборной), которая будет поддерживать своды тоннеля.

Тоннелепроходческий щитовой комплекс обеспечивает высокую производительность – с помощью установки можно пройти более 1000 м за месяц. Такой способ отличается также безопасностью и возможностью работы в различных инженерно-геологических условиях. Щитовая проходка эффективна для большинства типов грунта, вплоть до полускальных пород.

Сами щиты принято делить на:

  • механизированные (ТПМК) – в комплексе предусмотрено специальное оборудование для выборки породы;
  • немеханизированные – разработка породы выполняется вручную с помощью отбойных молотков.

Немеханизированными щитами производят разработку слабых грунтов, когда требуется строительство небольших тоннелей – длиной до 1500 м.

 

Траншейный способ строительства тоннелей

 

К полуоткрытым методам сооружения пешеходных тоннелей относится траншейный или миланский способ. Его удобно использовать в условиях плотной городской застройки, в непосредственной близости от жилых и нежилых зданий. Но подходит траншейный метод только для строительства неглубоких тоннелей в не слишком плотных, слабых грунтах.

Этот способ относится к технологии «стена в грунте» и для его воплощения сначала устанавливают боковые стены тоннеля, а только после этого экскаватором вскрывают котлован до отметки дна будущего пешеходного сооружения. Стены временно фиксируют сваями или шпунтом, устанавливают подпорки, откосы. После этого выравнивают дно тоннеля и засыпают его щебнем, гравием либо заливают бетоном. Теперь только приступают к установке сборных или монолитных перекрытий. Готовое перекрытие с внешней стороны покрывают слоем гидроизоляции и производят обратную засыпку грунта, восстанавливают дорожное покрытие или повреждённый ландшафт около дома.

Когда сам тоннель уже готов, приступают к разработке грунта внутри него. Технология земляных работ может отличаться в зависимости от размеров сооружения и имеющейся в наличии техники. Здесь можно использовать малогабаритные экскаваторы, бульдозеры, погрузчики породы. После выборки грунта устанавливают монолитный лоток.

К достоинствам траншейного способа строительства пешеходных тоннелей относят:

  • отсутствие шума и вибраций;
  • минимальные перерывы транспортного и пешеходного движения над траншеей;
  • возможность применения для обводнённых почв;
  • использование стен в качестве подпорок.

К недостаткам метода можно отнести необходимость выполнения непростой технологии «стена в грунте» (показано на рисунке).

Траншейный способ строительства тоннелей

 

Горный способ строительства тоннелей

 

Самой древней технологией подземного строительства считают горную или уступную. Именно этот способ разработки породы использовали на первых рудниках, сегодня он применяется всё реже. При использовании горного метода не нарушается целостность поверхностных условий, все работы проводятся исключительно под землёй, поэтому и относится способ к закрытым.

В тоннеле устанавливается временная крепь (опора, поддерживающая свод), под прикрытием которой производится последовательная выборка грунта и установка сборной обделки. В зависимости от устойчивости породы, её структуры определяется последовательность выборки из тоннеля. По степени механизации горная технология делится на три категории:

  • ручная – применяется в слабых породах с помощью ручного инструмента (лопаты, кирки, отбойного молотка);
  • буровзрывная – забой окружают шпурами, в которые закладывают взрывчатку, применяется в скальных и полускальных породах;
  • с использованием проходческих комбайнов – для пород средней крепости, предполагает применение самоходных гусеничных машин.

Горный способ строительства тоннелей

 

Новоавстрийский метод строительства тоннелей

 

Данный способ разработки грунта в тоннелях относится к закрытым и применяется в скальных малопрочных породах. Для реализации новоавстрийского способа сооружения тоннелей требуется временная обделка, которая будет деформироваться по мере разработки почвы, принимая на себя часть давления.

Технология предполагает выборку породы частичными забоями, которые выполняются на полный профиль тоннеля. При этом своды должны поддерживаться временной обделкой до тех пор, пока не появится возможность возведения постоянной крепи. Бетонирование капитальной обделки начинают с обратного свода и заканчивают сводом тоннеля, выполняют всю процедуру за один приём.

Сложность новоавстрийского метода заключается в необходимости постоянного инженерного мониторинга, проверки состояния временной крепи. Способ считается опасным и требует высококлассных профессиональных навыков от исполнителя.

Новоавстрийский метод строительства тоннелей

 

Строительство тоннелей закрытым способом – метод продавливания

 

Чаще всего пешеходные тоннели располагаются в слабых грунтах и проходят на небольшой глубине. В таких условиях для строительства удобно использовать метод продавливания. Он относится к закрытым способам сооружения тоннелей, а значит, не нарушает уличное устройство, может применяться на ограниченной площади.

Для реализации технологии продавливания требуются мощные домкраты, которые располагают на поверхности земли или в подготовленном котловане (зависит от глубины тоннеля). С помощью домкратов обделку фактически вдавливают в почву, при этом сама установка остаётся неподвижной и не занимает много места. Сначала в породу должно входить головное звено обделки, которое оснащается специальным режущим краем. Под прикрытием этой установки производится постепенная выемка грунта, который выдаётся на поверхность по готовой части тоннеля.

Чаще всего поперечное сечение у продавливаемых тоннелей круглое или прямоугольное, но, в принципе, оно может иметь любую форму. Если толщина режущей части и остальной обделки не будет отличаться, просадка грунта после выемки окажется минимальной, поэтому строительство тоннеля не повредит соседним или расположенным выше него зданиям и сооружениям. Методом продавливания также прокладывают под землёй стальные трубы.

 

Строительство тоннелей закрытым способом – метод продавливания

 

Этапы строительства пешеходных тоннелей

 

Строительство подземных конструкций – дело не быстрое, поэтому процесс сооружения пешеходных тоннелей принято делить на три этапа:

  1. Подготовительный, во время которого производятся такие предварительные мероприятия, как составление проекта, оформление документации, обеспечение материально-технической базы, подготовка строительной площадки и отладка транспортных путей, создание отвалов для извлечённой породы.
  2. Основной – в течение которого производятся все работы по сооружению тоннеля: от установки проходческого оборудования до окончания строительства.
  3. Заключительный (самый короткий этап) – в процессе которого производится наладка тоннеля и его подготовка к эксплуатации, уборка мусора, извлечение на поверхность техники и оборудования, отделочные работы, благоустройство окружающей площади.

Продолжительность каждого из этапов зависит от размеров пешеходного тоннеля, сложности работы, выбранного метода строительства, количества рабочих.

 

Реконструкция тоннелей

 

Реконструкция тоннелей

 

Ремонт расположенных под землёй объектов всегда сопровождается определёнными трудностями, главной из которых является осложнённый доступ к конструкциям. Материалы, из которых выполняются тоннели, должны обладать соответствующими уровню сложности сооружения качествами, такими как:

  • длительный срок эксплуатации;
  • повышенная прочность на сжатие и разрыв;
  • способность выдерживать боковое давление от почвы и грунтовых вод;
  • биологическая стойкость;
  • достаточная для компенсации колебаний эластичность и гибкость;
  • влагонепроницаемость.

Рано или поздно в реконструкции нуждаются даже самые качественные тоннели, и чаще всего здесь требуется замена или восстановление гидроизолирующего слоя. Оптимальным материалом для защиты сводов тоннеля от влаги считается полимерная мембрана, но есть и другие способы. Подробнее о реконструкции, ремонте и гидроизоляции тоннелей вы можете прочитать в статье «Гидроизоляция тоннеля».

В случае «физического старения», когда равномерному износу подвергаются все материалы и конструкции тоннеля, требуется капитальный ремонт. Главной задачей такой реконструкции является восстановление первоначальной (проектной) прочности, геометрических параметров, несущей способности. Обычно в ходе капитального ремонта выполняется усиление металлической или железобетонной обделки в комплексе с заменой гидроизоляции. В сложных случаях может потребоваться перекладка отдельных колец или участков обделки, стен и фундаментов.

 

Компания по строительству тоннелей

 

Подземные сооружения, такие как тоннели и паркинги, относятся к первому уровню ответственности. Строительству конструкций такого типа должно предшествовать грамотное проектирование, основанное на инженерных расчётах и геологических изысканиях. Срок беспроблемной эксплуатации пешеходных, автомобильных или железнодорожных тоннелей напрямую зависит от качества строительных работ. По этим причинам для строительства подземных сооружений следует привлекать только профессиональные бригады, специализирующиеся на выполнении самых сложных задач.

«Специализированное строительное объединение» более 15 лет занимается сооружением, ремонтом и восстановлением тоннелей различной глубины и протяжённости. Сотрудники компании имеют опыт работы как с автомобильными, так и с пешеходными тоннелями, в том числе расположенными на частной территории. Для получения точной информации о технических возможностях компании и тарифах на услуги рекомендуется связаться с инженерным отделом https://construction-engineer.ru/

 

Строительство подземных тоннелей для пешеходов между домами и строениями

Строительство подземных тоннелей для пешеходов между домами и строениями