Содержание:

  1. Причины протечек тоннелей
  2. Особенности гидроизоляции тоннелей
  3. Материалы, методы и технологии гидроизоляции тоннелей
  4. Восстановление гидроизоляции в тоннелях
  5. Нормы по проектированию и устройству гидроизоляции тоннелей метрополитенов и метро, сооружаемых открытым способом и закрытым
  6. Стоимость услуг по гидроизоляции тоннеля

 

Подземные сооружения и тоннели строятся для удовлетворения растущей потребности в инфраструктуре, а также в других коммунальных услугах. Для большинства подземных сооружений поступление воды из грунтовых пород должно быть ограниченно, хотя уровень ограничения её поступления в различные сооружения может быть разным. Гидроизоляция подземных сооружений в том числе и тоннелей, часто является ключевой проблемой, и для её обеспечения были испробованы различные решения.

 

Причины протечек тоннелей

Выход из строя гидроизоляционной системы может быть обусловлен несколькими причинами:

  1. Ошибка проектирования – при проектировании гидроизоляционной системы был выбран неподходящей для этого материал.
  2. Ошибка строительства – Гидроизоляционный материал был нанесён с нарушением технологии, что в итоге привело к возникновению протечек.

 

Последствия этих ошибок могут быть видны не сразу, а спустя некоторое время, например, в период эксплуатации и технического обслуживания конструкций. Хорошо известно, что надёжность сооружения сильно зависит от качества его строительства и специфических переменных проекта. При отсутствии качественно выполненной гидроизоляции в тоннели могут образоваться протечки, трещины и другие неблагоприятные и опасные явления.

 

 

 

 

Особенности гидроизоляции тоннелей

Условия для устройства гидроизоляции в тоннелях похожи на те же требования что и для гидроизоляции подземных сооружений и частей зданий. Соответственно при выполнении гидроизоляционных работ в тоннелях необходимо учитывать следующие моменты:

  • Выбор качественного и надёжного материала – У надёжности есть определённые параметры, которым должен соответствовать материал в их числе: Гарантийный срок эксплуатации материала, стойкость к агрессивной среде и химическим элементам;
  • Подготовка поверхности – от качества подготовки поверхности (отчистка от пыли и грязи, удаление острых углов и т.д.) зависит качество нанесения гидроизоляции;
  • Соблюдения проектных норм и технологии монтажа гидроизоляционного покрытия – От соблюдения технологии напрямую зависит срок службы гидроизоляции и отсутствие протечек в пределах гарантийного срока.

 

Виды тоннелей

В настоящее время тоннели имеют широкое распространение почти в каждом городе. Тоннели могут быть построены открытым или закрытым способом (со вскрытием поверхности или без неё).

Тоннели могут быть классифицированы по их назначению:

  1. На путях сообщения – к этому виду относятся тоннели метро, тоннели для автомобильных дорог и пешеходные тоннели.
  2. Гидротехнические – их предназначение в подаче воды в населённые пункты, гидроэлектростанции и другие сооружения.
  3. Коммунальные – относятся к тоннелям предназначенным для ведения коммунального хозяйства города или предприятия. Например, канализация, водопровод, коллекторы, тоннели где проходят телефонные и электрические сети и т.д..
  4. Горнопромышленные – предназначены для предприятий, добывающих полезные ископаемые.
  5. Специальные тоннели – Предназначены для сооружений обороны, подземных электростанций и гаражей.

 

Тоннели могут быть классифицированы по месту положения:

  • Горные
  • Подводные
  • Равнинные – В основном речь идёт о тоннелях построенных в городах. Например, тоннели для метро, для автотранспорта, подземные пешеходные переходы, подземные гаражи и т.п…

 

 

 

Материалы, методы и технологии гидроизоляции тоннелей

Качественная гидроизоляция тоннелей различного назначения, в том числе для нужд метро и пешеходов, может обеспечить им защиту от проникновения воды на долгие годы. При этом отсутствие хорошей и долговечной защиты способно привести к протечкам и дорогостоящему ремонту, особенно если сооружение находится под землёй.

Для гидроизоляции тоннелей существует несколько проверенных методов и технологий:

  1. Гидроизоляция тоннелей мембранами. В качестве водонепроницаемой мембраны используются листовые мембраны из ПВХ и ПНД.
  2. Полиуретановая гидроизоляция.
  3. Гидроизоляция жидкой резиной.
  4. Инъекционная гидроизоляция.

 

Гидроизоляция тоннелей мембранами

При использовании ПВХ мембран в качестве изоляционного покрытия, на основания механически крепятся листовые мембраны, которые сшиваются между собой специальным феном.

Недостатки этого метода:

  • Наличие швов и стыков – швы и стыки это самые слабые места в любом гидроизоляционном покрытии.
  • Отсутствия адгезии к основанию – мембрана ложиться ковром и не имеет сцепления с поверхностью. В случае если где-то разойдётся шов и туда пройдёт вода, эта вода начнёт проходить под всей изоляции и изнутри будет обнаружена лишь в самом слабом месте, что не даст возможности обнаружить источник проникновения воды под мембрану.

 

Один из самых известных материалов сделанных из ПВХ это Sikaplan от компании Sika.
Подробную инструкцию о применении этого материала в гидроизоляции и защите тоннелей вы можете прочитать в следующем руководстве: Гидроизоляция тоннелей мембранами Sikaplan .

 

 

 

В последние годы была внедрена альтернатива стандартным мембранам, и она была успешно использована в нескольких практических проектах тоннелей в том числе для строительства метро. Этой альтернативой является Полиуретановая гидроизоляция и гидроизоляция жидкой резиной.

 

Гидроизоляция напыляемой жидкой резиной

Жидкая резина — это двухкомпонентная битумно-латексная эмульсия с добавлением полимеров. Напыляемые составы – это новая система защиты тоннелей от проникновения и воздействия воды и агрессивной среды. Условия применения этой системы в качестве гидроизоляции отлично подходят с точки зрения деформации, динамики, состояния поверхности первого слоя бетона, поступления грунтовых вод и давления на само покрытие. Полученные результаты показывают, что применение напыляемой гидроизоляционной мембраны в тоннеле будет служить куда дольше других методов и технологий, если правильно её применять.

Для подземных конструкций, метро и тоннелей преимущества напыляемой жидкой резины значительны:

  • Коэффициент эластичности 800% и выше – Это значит что при динамике, деформации или подвижности конструкции материал не разойдётся, порвётся или потрескается, а растянется. При растяжении материал не потеряет свои характеристики и качества.
  • Отсутствие швов – Жидкая резина напыляется и превращается в еденное покрытие без швов и стыков.
  • 100% сцепление к основанию – При использовании, напыляемой изоляции в качестве гидроизоляции, при попадании потока воды источник протечки легко локализуется, так как не может быть никакой миграции воды между мембраной и подложкой бетона, так как распылённая гидроизоляционная мембрана имеет 100% сцепления с поверхностью. Эта особенность сильно отличает данный метод от обычной композитной облицовочной системы, в которой точка входа воды может отличаться от источника протечки за листовой мембраной.
  • Скорость нанесения – в день с помощью напыления можно нанести от 600-900м2 изоляции.

 

Один из самых известных составов из жидкой резины это FlexLock от компании HYDRO. Именно этот состав неоднократно применялся при строительстве объектов метро и других значимых объектов.
С инструкцией о применении этого материала, а также его подробными характеристиками вы можете ознакомиться в следующем документе: Характиристики жидкой резины FlexLock документ в PDF.

 

 

Условия необходимые для нанесения напыляемой гидроизоляции для тоннелей:

  • Необходимо отчистить поверхность – Чистая поверхность бетона без пыли, грязи и отслаивающихся элементов сопутствует качественному нанесению гидроизоляции. Частицы и загрязнения на поверхности бетона могут привести к разрушению связи между жидкой резиной и самим основанием. Нанесение на чистую поверхность, без пыли и острых углов обеспечивает идеальные условия для сцепления гидроизоляции.
  • Острые камни и сколы – их необходимо удалить, так как впоследствии они могут навредить целебности покрытия.
  • Гладкая поверхность – Результаты испытаний и практические примеры показывают, что шероховатость бетона не оказывает прямого влияния на механические свойства гидроизоляционного покрытия, такие как прочность сцепления с бетоном. Но чем менее гладкая поверхность бетона, тем толще и больше материала будет нанесено для обеспечения заданной водонепроницаемости.
  • Сухое основание – Жидкая резина, может быть нанесена только на относительно сухую поверхность.

 

Инъекционная гидроизоляция для тоннелей

Инъекционная гидроизоляция применяется в основном для остановки протечек изнутри проблемного сооружения. При применении этого метода внутрь проблемного участка бетона, закачиваются полиуретановые или гелиевые смолы различной вязкости для герметизации существующих трещин, пустот и пор в бетоне. Эти смолы заполняют пустующее пространство, тем самым не давая воде пройти внутрь сооружения и продолжить процесс его разрушения.

Инъекционный метод изоляции также подходит для:

  1. Герметизации швов
  2. Герметизации мест ввода коммуникаций
  3. Применяется в качестве вуальной гидроизоляции

 

Одним из самых известных инъекционных материалов является HydroInject от компании HYDRO. Именно этот состав неоднократно применялся при строительстве и ремонте объектов метро, пешеходных тоннелей и других подземных конструкций.

 

Восстановление гидроизоляции в тоннелях

 

Если в тоннели обнаружены протечки это означает, что гидроизоляция с внешней стороны нарушена или отсутствует. В таком случае необходимо принять определённые меры для её восстановления. Восстановление гидроизоляции лучше всего выполнить снаружи, решая корень проблемы. При невозможности выполнить работы с внешней стороны, восстановление можно сделать изнутри.

Снаружи:

  1. Если есть возможность найти повреждённые или слабые участки гидроизоляционного покрытия — то можно сделать локальный ремонт этих участков, тем самым восстановив цельность покрытия и решив проблему с протечками.
  2. Если нет возможности обнаружить точное место где нарушена изоляция – Когда речь идёт о мембранном типе изоляции, по характеру протечек изнутри невозможно понять, где вода затекает снаружи, так как этот материал ложится ковром и вода может заходить через слабый шов в одном месте и переходить с места на место под изоляционным ковром. В таком случае для восстановления гидроизоляционного слоя, придётся полностью откапывать конструкцию (если она под землёй) и скорее всего, демонтировать старую изоляцию полностью, а затем заново монтировать.

 

Изнутри:
Восстановления и ремонт гидроизоляции изнутри можно сделать двумя способами:

  1. Вуальная гидроизоляция – В стенах тоннеля бурятся сквозные отверстия, куда вставляются инъекторы. Через эти инъекторы за стену закачивается полиуретановая смола образуя гидроизоляционный экран между грунтом и стеной.
  2. Инъекционная гидроизоляция – В стенах бурятся небольшие отверстия, туда вставляются пакера, через которые в тело бетона или кирпича закачивается полиуретановая или гелиевая смола. Закаченный под давлением состав заполняет все пустоты, поры и микротрещины в основании, тем самым делая эти места водонепроницаемыми.

 

 

 

Как осуществляется гидроизоляция пешеходных тоннелей

Подземные пешеходные переходы протекают в основном в местах образования холодных и деформационных швов, а также в местах ввода коммуникаций. Иногда на стенах пешеходной зоны видны мокрые пятна или трещины с протечками. Если речь идёт о восстановлении изоляции в подземном пешеходном переходе, то тут чаще всего применяется инъекционная изоляция следующих конструктивов:

  1. Гидроизоляция протечек и герметизация трещин
  2. Герметизация и гидроизоляция холодных и деформационных швов
  3. Герметизация и гидроизоляция вводов коммуникаций
  4. Инъектирование в тело бетона или кирпича

 

 

 

Нормы по проектированию и устройству гидроизоляции тоннелей метрополитенов и метро, сооружаемых открытым способом и закрытым

 

Для устройства гидроизоляции тоннелей, построенных открытым способом, есть особые нормы, эти нормы вы можете скачать на нашем сайте, нажав на следующие ссылки:

1) ВСН 104-93 Нормы по проектированию и устройству гидроизоляции тоннелей метрополитенов, сооружаемых открытым способом

2) Инструкция по устройству гидроизоляции сборных железобетонных и чугунных обделок тоннелей метрополитенов закрытого способа работ

 

 

Стоимость услуг по гидроизоляции тоннеля

 

Цены на основные работы указаны без учёта сложности выполнения работ и других нюансов которые могут повлиять на конечные цены. Для получения точного сметного расчета и окончательной стоимости, вы можете выслать на нашу почту ваше техническое задание или вызвать нашего инженера для осмотра вашего объекта и составления нужного для сметы ТЗ.

Работы снаружи:

Наименование работ Единица
измерения
Цена
в Рублях
Работы по устройству наплавляемой гидроизоляции м2 360
Работы по устройству ПВХ мембраны м2 580
Работы по устройству полемочивины м2 900
Работы по устройству мастичной гидроизоляции м2 200
Работы по устройству жидкой резины напыление м2 250
Работы по устройству жидкой резины в ручную м2 330
Работы по устройству цементно-минеральной 2-х компонентной гидроизоляции м2 600
Работы по устройству полиуретановой гидроизоляции м2 600
Нанесение праймера м2 100

 

Работы изнутри:

Наименование работ Единица измерения Цена
в рублях
Гидроизоляция холодных швов:
-Работы по устройству штрабы
-прочистка штрабы
-послойное уплотнение безусадочного состава
м.пог 600
Гидроизоляция межблочных швов:
-Работы по устройству штрабы
-прочистка штрабы
-послойное уплотнение безусадочного состава
м.пог 400
Гидроизоляция деформационных швов:
-Работы по устройству штрабы
-прочистка штрабы
-уплотнение эластичного профиля
-уплотнение безусадочного состава
-комплекс работ по инъектированию
м.пог 4900
Инъекционная гидроизоляция швов / отсечная гидроизоляция
-Работы по устройству штрабы
-прочистка штрабы
-послойное уплотнение безусадочного состава
-Работы по устройству шпуров и монтаж пакеров
-комплекс работ по инъектированию
-демонтаж пакеров и заделка инъекционных отверстий
м.пог 1200
Инъекционная гидроизоляция в тело бетона
-разметка, Работы по устройству шпуров и монтаж пакеров
-комплекс работ по инъектированию
-демонтаж пакеров и заделка инъекционных отверстий
м2 1900
Инъекционная гидроизоляция в тело кирпича
-разметка, Работы по устройству шпуров и монтаж пакеров
-комплекс работ по инъектированию
-демонтаж пакеров и заделка инъекционных отверстий
м2 1900
Цементно-минеральная гидроизоляция м2 600
Проникающая гидроизоляция м2 600
Гидроизоляция мест ввода коммуникаций:
-Работы по устройству штрабы
-прочистка штрабы
-послойное уплотнение безусадочного состава
-Работы по устройству шпуров и монтаж пакеров
-комплекс работ по инъектированию
-демонтаж пакеров и заделка инъекционных отверстий
шт 6900