Офис Москва +7 (495) 006 32 07 / Офис Санкт-Петербург +7 (812) 628 00 63

Гидроизоляция мостов: Материалы и технология их устройства

 

Мосты, как автомобильные, так и пешеходные, представляют собой важные транспортные конструкции, от целостности которых напрямую зависит жизнь и здоровье людей. А поскольку влага является одним из злейших врагов современных мостов, то крайне важно проводить монтаж и последующее обновление гидроизоляции для таких конструкций. Качественная гидрофобная обработка сможет обеспечить прочность построек, существенно продлит срок их эксплуатации и обезопасит всех, кто использует мост для перехода или переезда через водоём. В данной статье речь пойдёт обо всех нюансах гидроизоляции мостов, а также о материалах и технологиях, используемых для её обустройства. 

 

Зачем нужно делать гидроизоляцию мостовых сооружений?

 

В современном строительстве для возведения мостовых сооружений используются различные материалы, такие как, например,

  • металл, в том числе сталь,
  • древесина,
  • бетон,
  • железобетон и не только.

 

В нашей стране большинство конструкций изготавливаются на основе элементов из стали и бетона. Стоит отметить, что любой из перечисленных материалов способен значительно пострадать под воздействием воды. Древесина при контакте с влагой становится мягче и начинает гнить, металлические конструкции подвергаются коррозии, а бетон страдает ввиду своей пористой структуры, способной пропускать различные вредные вещества.

На состояние бетонного покрытия влияют как внешние, так и внутренние факторы. К первому типу относится химическое, физическое и биологическое воздействие, то есть поверхностный контакт с ветром, потоками жидкости, химическими веществами или микроорганизмами. Вторая разновидность факторов же включает в себя процессы, происходящие в глубине материала. Речь идёт в первую очередь о химических реакциях, возникающих между определёнными веществами. Чем более агрессивным является вещество, проникшее вглубь материала, тем сильнее будет выражено повреждение. Так называемая коррозия бетона может быть атмосферной или же происходить в жидкой среде, что одинаково опасно для целостности конструкции. 

Гидрофобная обработка материала, из которого изготавливается мостовое сооружение, способна предотвратить разрушение, вызываемое различными факторами. При этом не стоит забывать о том, что нанесённую гидроизоляцию следует регулярно проверять на наличие повреждений и обновлять при наличии такой необходимости. Ремонт гидроизоляции может быть разным по сложности, по времени, которое для него необходимо, по использованию того или иного специализированного оборудования, и его особенности определяются в первую очередь материалами, выбранными для гидрофобной обработки мостов. Какие же материалы могут быть использованы для данной цели?

 

Читайте также:

Гидроизоляция бетона: Виды материалов и методы нанесения снаружи и изнутри

 

Виды материалов для гидроизоляции дорог и способы их монтажа

 

Гидрофобная обработка мостовых сооружений — процесс достаточно сложный, включающий в себя остановку движения на конструкции и применение тяжёлого оборудования. В качестве гидроизоляционных составов могут использоваться материалы различного типа:

 

Рассмотрим наиболее распространённые типы материалов и фирмы-производители, которые пользуются большим спросом в современном строительстве.

 

Битумные обмазочные и напыляемые мастики

мастика битумная

битумная гидоизоляция

В гидрофобной обработке нуждаются практически все элементы мостов, однако наиболее уязвимыми из них являются конструкции, непосредственно контактирующие с грунтом. К ним относятся задние стенки устоев и задние поверхности подпорных стенок, откосные крылья и некоторые другие элементы. Наиболее выгодным вариантом гидроизоляции для них являются материалы обмазочного типа, изготавливаемые на основе битума. 

Такие составы могут распределяться по рабочей поверхности двумя способами — с использованием стандартных инструментов (кисти, валика, щётки, шпателя и так далее) или же с применением специальных распылителей, отлично справляющихся с равномерным нанесением гидроизоляции на основание. В более сложных ситуациях, например, когда состав грунтов включает в себя агрессивные воды, выгоднее использовать оклеечную гидроизоляцию, о которой речь пойдёт немного позже.

Стоит отметить, что битумная гидроизоляция в виде мастик традиционно используется во всех климатических зонах. Гидрофобный слой включает в себя семь слоёв материалов: четыре слоя битумной мастики, наносимой с использованием горячей технологии, и три слоя материала на основе стеклоткани, снабжённого армирующим каркасом. После этого по поверхности распределяется финальный, то есть отделочный слой, также состоящий из битумной мастики, а поверх него укладывается прослойка из песчано-цементной смеси или мелкодисперсного бетона, причём обязательно с фиксацией армирующей сетки. Размерность ячеек такой сетки варьируется от 45 до 75 мм. Поверх защитного слоя из ЦПС наносится битумная грунтовка. 

Среди популярных производителей обмазочной гидроизоляции можно выделить

  • Технониколь,
  • ФлексЛок (важный компонент смеси — полиуретан),
  • Битумаст,
  • BASF
  • и другие.

 

Такие материалы, как правило, относят к поверхностному типу гидроизоляции. Мастики образуют на поверхности прочный защитный водонепроницаемый слой, при нарушении целостности которого повреждённый участок повторно промазывается гидрофобным составом. 

Перед нанесением мастик рекомендуется распределить по рабочей поверхности битумные праймеры от тех же производителей. Битумные мастики удобны в применении, способны к полимеризации под воздействием влаги, а также характеризуются устойчивостью к механическим, химическим и другим факторам окружающей среды.

 

Читайте больше об устройстве обмазочной гидроизоляции:

Устройство обмазочной гидроизоляции: виды, характеристики и способы их нанесения

Рулонные материалы

рулонная наплавляемая

рулонная наплавляемая

 

Гидроизоляционные материалы, которыми обрабатываются мостовые сооружения в первую очередь должны обладать высокой степенью адгезии к различным материалам и способностью надёжно предохранять конструкцию от воздействия влаги. Традиционно одним из лучших типов материалов считаются составы оклеечного типа. Они особенно актуальны в тех случаях, когда грунты, контактирующие с элементами моста, содержат агрессивные воды. Тогда же применяется и засыпка задней поверхности стенок грунтом, обладающим дренирующими свойствами, с обязательным устройством отведения воды под уклоном.

От воздействия жидкости также крайне важно защитить все внутренние поверхности строения, а также поверхности плит проезжей части моста. Для обеспечения стока воды с поверхности балластных корыт следует устанавливать гидроизоляцию с уклоном как минимум 30% как в продольном, так и в поперечном направлениях. Тут же устанавливается система водоотведения, состоящая из трубок, которая будет удалять лишнюю жидкость. Края рулонных материалов в обязательном порядке закрепляются в углублениях бортиков.

Производителем качественной рулонной гидроизоляции также является компания Технониколь. Например, инновационный наплавляемый материал рулонного типа Техноэластмост, изготавливаемый на основе модифицированного битума с добавлением полимеров, пользуется большим спросом во всех климатических зонах страны. Такой материал отлично подходит для гидроизоляции бетонных и железобетонных сооружений. Техноэластмост обладает высокой эластичностью, легко укладывается при любой температуре окружающего воздуха, а также не требует применения газовой горелки. К тому же данный состав характеризуется отличной адгезией к различным поверхностям, благодаря чему гарантирует прочное соединение с основанием.

Укладка Техноэластмоста начинается с тщательной подготовки рабочей поверхности, которая очищается, выравнивается и грунтуется битумно-полимерным праймером от производителя Технониколь. Такой праймер очень быстро высыхает, а также защищает поверхность мостового сооружения от негативного воздействия коррозии. Лишь после обработки основания можно приступать к фиксации гидроизоляционного материала. Ремонт мостов осуществляется посредством установки заплаты из рулонного гидроизоляционного состава. 

Ещё одним примером производителя качественной рулонной гидроизоляции является компания Icopal, среди продуктов которой – Икопал Мост СБС. Данный состав подходит для гидроизоляции мостовых сооружений, изготовленных из различных материалов, поскольку он характеризуется высокой степенью адгезии к различным поверхностям. Чаще всего Икопал Мост СБС применяется для обработки железобетонных плит и присоединяется к ним посредством наплавления на основание. К преимуществам материала можно отнести его надёжность, длительный срок службы, возможность монтажа и эксплуатации в любых климатических условиях, а также высокие физические и механические показатели. 

 

Читайте больше об устройстве рулонной гидроизоляции:

 

Напыляемая гидроизоляция для мостов

напыляемая жидкая резина

Не менее популярно и использование напыляемых гидроизоляционных материалов для обработки мостов. Например, в современном строительстве широко распространено применение такого материала, как полимочевина, который позволяет провести гидроизоляцию полотна моста по всей ширине пролётного строения всего за один проход. Такая гидроизоляция быстро застывает, и уже спустя 24 часа разрешается движение грузового транспорта по мосту.

Полимочевина образует водонепроницаемое бесшовное покрытие, которое является крепко соединённым с рабочей поверхностью и абсолютно герметичным в местах любых соединений мостового полотна с элементами моста. Данный материал напыляемого типа, также применяется для гидроизоляции опор мостов и водопропускных труб, он способен выдерживать контакт с агрессивными химическими веществами, содержащимися в грунте, а срок его эксплуатации составляет не меньше 30-50 лет даже в суровых условиях. Полимочевина обладает высокой устойчивостью к химическому воздействию и не подвергается повреждению грибком.

Другим популярным вариантом напыляемой гидроизоляции считается полиуретановое покрытие, представляющее собой полиуретановую мембрану. Такая мембрана стойко переносит механические нагрузки, сохраняет свои полезные свойства как при положительных, так и при отрицательных температурах и характеризуется высокой химической стойкостью, например, к воздействию битума, солей и щелочей. Полиуретановые составы применяются на мостовых пролётах, на участках мостов, дополнительно защищаемых от ультрафиолетового излучения, а также используются в качестве ремонтной смеси. 

Наиболее популярным изготовителем полиуретановых гидрофобных материалов является компания Sika, известная такими товарами, как Sikalastic, Sikafloor, SikaCor и не только. Например, Сикаластик используется для обработки проезжей части железобетонных плит с асфальтобетонным покрытием. Он обладает высокой трещиноперекрывающей способностью, отличными показателями эластичности и устойчивостью к воздействию высоких температур, благодаря чему может наноситься под горячий асфальт. 

Сикафлор представляет собой двухкомпонентную выравнивающую стяжку, которая применяется для грунтования различных оснований, характеризующихся нормальной или высокой впитывающей способностью. Для материала Сикафлор характерна не слишком вязкая консистенция, отличная проникающая способность и высокая степень адгезии к различным типам поверхностей. 

СикаКор применяется для герметизации проезжей части мостовых сооружений и является по своей сути промежуточным покрытием. Нанесение данного состава осуществляется вручную. Покрытие из состава СикаКор характеризуется отличным сцеплением с поверхностью, повышенной герметичностью, а сам состав не включает в себя опасные для материалов растворители.

Другим напыляемым материалом, используемым для гидроизоляции мостовых сооружений, является жидкая резина. Она формирует прочное бесшовное покрытие, обеспечивающее надёжную герметизацию мостового полотна и других элементов конструкции. Данный материал изготавливается на основе битумной эмульсии с добавлением большого количества полимерного латекса. Для жидкой резины характерны такие свойства, как высокая эластичность, экологическая безопасность, простота в нанесении (командой профессиональных строителей), сочетаемость с поверхностями любой конфигурации и сложности, а также длительный срок эксплуатации. 

Популярными производителями жидкой резины для гидроизоляции мостов считаются Flexigum, AquaGuard и некоторые другие. Состав Flexigum HP, например, допускает проведение гидрофобной обработки даже в труднодоступных местах, для которых характерны суровые условия. Перед началом процесса важно очистить рабочую поверхность от пыли, масел, жирных пятен и других загрязнений. Все внешние дефекты поверхности в обязательном порядке устраняются при помощи грунтовки или других ремонтных составов. Температура основания может находиться в пределах от +5 до +40 градусов по Цельсию, а также поверхность может быть слегка влажной. Если гидроизоляция проводится при отрицательных температурах, то необходимо предварительно нагреть гидрофобный состав до +15 градусов по Цельсию.

 

Читайте больше об устройстве напыляемой гидроизоляции:

 

Сравнительная таблица основных характеристик материалов

Наименование

Обмазочная гидроизоляция

Рулонная гидроизоляция

Напыляемая гидроизоляция

Технониколь

Битумаст

Техноэластмост

Икопал Мост СБС

Sikalastic

Flexigum HP

Удлинение при разрыве

100%

100-300%

40%

30%

380%

1918%

Расход на один слой (кг на кв.метр)

1.5-1.7

1

0.35-1.5

0.75

Стойкость к образованию трещин

высокая

высокая

низкая

низкая

высокая

высокая

Температура эксплуатации (градусы Цельсия)

от +160 до +180 (при горячем нанесении)

от -20 до +15

от -25 до +45

от -25 до +40

от -50 до +70

от +5 до +40

Устойчивость к воздействию тепла (градусы Цельсия)

до +80

до +80

до +140, до +220 (кратковременно)

до +100

до +250

до +220

Устойчивость к УФ

низкая

высокая

средняя

низкая

низкая

высокая

Срок годности (месяцы)

18

36

12

18

12

12

Время, необходимое для застывания (часы)

2

24

24

1

Температура хранения (градусы Цельсия)

от +20 до +30

от -30 до +50

от +5 до +25

от -30 до +50 

от +5 до +25

от +5 до +40

Технология устройства гидроизоляции мостов

Схема узлов расположения гидроизоляции в мостах

 

 

Нормативная документация

 

Особенности гидроизоляции отдельных мостовых конструкций

 

Мостовые сооружения включают в себя большое количество отдельных конструкций, гидроизоляция которых проводится в соответствии с различными требованиями. Рассмотрим основные особенности гидрофобной обработки главных элементов моста.

 

Особенности гидроизоляция опор мостов

Опорные элементы мостов считаются практически самыми важными составными конструкциями рассматриваемых объектов. Вне зависимости от того, из какого материала они изготавливаются, существует высокая вероятность разрушения материала под воздействием влаги. К примеру, дождевая вода, попадая в поры бетона или железобетона вымывает из него химические вещества, обеспечивающие прочность материала. В холодное время года оставшаяся в порах вода замерзает и, увеличиваясь в объёме, провоцирует растрескивание материала опор мостового сооружения.

В таких случаях оптимальным решением проблемы станет применение проникающей или обмазочной гидроизоляции, а также использование напыляемых составов. Сама же технология гидрофобной обработки опор мостового сооружения включает в себя несколько несложных этапов. Сначала конструкция освобождается от повреждённого бетона, который удаляется с использованием отбойного молотка. Затем поверхность очищается от ржавчины и других последствий коррозии. После этого важно провести герметизацию всех имеющихся соединений и швов при помощи пенетрирующих материалов. В качестве финального этапа работы осуществляется восстановление разрушенного слоя бетона, если оно необходимо. 

 

Особенности гидроизоляция проезжей части мостов

Проезжая часть мостов также нередко страдает от воздействия химических, биологических и механических факторов внешней среды или же от процессов, происходящих внутри материала. Исходя из статистики, более 60% мостовых сооружений страдают от атмосферной коррозии, способной привести к негативным последствиям. В бетоне, например, содержатся химические соединения, обеспечивающие полезные свойства материала. Именно на защиту таких веществ и направлена гидроизоляция. Среди них — сульфаты, карбонаты, бромиды, нитраты и некоторые другие соединения.

Лучшими вариантами для защиты проезжей части моста от влаги считаются рулонные материалы, а в особенности такие составы, как Техноэластмост и Мотопласт. Они могут укладываться на рабочую поверхность как с применением битумной мастики, так и посредством наплавления. Во втором случае используется газовая горелка, при помощи которой гидроизоляционное полотно нагревается до температуры +1500 градусов по Цельсию. Перед нанесением рулонной гидроизоляции, как уже упоминалось выше, основание тщательно подготавливается. Проводится его выравнивание, обработка битумными праймерами и другие процессы, а металл обязательно очищается от серебристого блеска.

Также для гидроизоляции проезжей части мостов подходят гидрофобные мембраны, битумно-полимерные эмульсии и растворы с добавлением латекса. Битумно-латексные составы распределяются по поверхности при помощи специальных пистолетов-распылителей. Такие пистолеты снабжаются тремя подающими каналами. Через первый поступает сам гидроизоляционный раствор, второй отвечает за подачу сжатого воздуха, а третий доставляет раствор хлорида кальция, главная задача которого – активировать распад эмульсии для её распределения по основанию. 

 

Особенности гидроизоляция пролётного строения

Гидроизоляция, которая наносится на пролётные строения моста, должна обладать такими свойствами, как температурная, биологическая и химическая устойчивость, а также водонепроницаемость и высокая эластичность. Гидрофобные составы, как правило, фиксируются с соблюдением продольного уклона и (в некоторых случаях) поперечного уклона, составляющего 15-20%. Большинство современных гидроизоляционных материалов могут использоваться во всех климатических зонах страны.

Обработка пролётных строений чаще всего осуществляется при помощи битумных мастик, рулонных материалов на основе изола (чаще всего на территориях с умеренным климатом), тиоколовых мастик (для мостов, расположенных в северной части страны) и гидроизоляционных мембран. Водоотведение осуществляется через специальные трубки, расположенные у краёв плит железобетона. 

Трубки покрываются чугунными крышками и фиксируются так, чтобы обеспечивать быстрый отвод воды. Только таким способом можно исключить попадание лишней жидкости на поверхность мостового сооружения или на полотно дороги. Не стоит забывать о том, что в надёжной гидроизоляции нуждаются также места соединения трубок с материалом пролётного строения моста. Пренебрежение данным правилом может привести к вымыванию полезных химических веществ из бетона или железобетона и к нарушению целостности всей конструкции.

 

Цены на работы устройству гидроизоляции

 

Наименование работ: Ед. измерен. Цена
Герметизация ввода коммуникаций шт от 1800 ₽
Герметизация рабочих швов погонный метр от 2000 рублей
Ремонт гидроизоляции мостов м2 от 210 руб.
Укладка геотекстиля квадратный метр от 90 рублей
Покрытие мостов битумно-латексными эмульсиями м2 от 180 руб.
Устройство напыляемого двухкомпонентного гидроизоляционной жидкой резины кв. метр от 190 ₽
Монтаж напыляемой гидроизоляции полимочевиной квадратный метр от 290 рублей
Наплавляемая рулонная гидроизоляция м2 от 190 руб.

 

Оценка автора
  • Насколько эта статья помогла вам:
  • Насколько интересная была эта статья:
  • В общем и целом:
Оставить отзыв

  • Насколько эта статья помогла вам
  • Насколько интересная была эта статья

  • Категория: ГОСТЫ и СНиП
  • Оценка автора::
  • Оценка пользователей:
  • Статей: 0
  • Опубликовано: 08.12.2022
Получить бесплатную консультацию ↓
Получить бесплатный сметный расчёт ↓
Получить бесплатную консультацию ↓
Заказать выезд инженера на ваш объект ↓
Работаем по всей России
Поделиться статьей

© Гидро Эксперт

Заполните эту форму
Наш сметный отдел выполнит расчёты в течении 1 рабочего дня.

Для консультации вы также можете связаться с нами:
По телефону +7 495 006 32 07 Москва / +7 Санкт-Петербург
По электронной почте: info@construction-engineer.ru

В течении 15м менеджер свяжеться с вами для уточнения деталей выезда инженера

При попытке отправить ваш запрос произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте снова.

https://construction-engineer.ru будет использовать информацию, которую вы предоставляете в этой форме, чтобы поддерживать с вами связь для уточнения деталей вашего объекта и другой необходимой информации.

Заполните эту форму
Мы свяжемся с вами в течение 15 минут
и назначим выезд инженера на ваш объект в удобное для вас время.

Для заказа выезда инженера вы также можете связаться с нами:
По телефону +7 495 006 32 07 Москва / +7 Санкт-Петербург
По электронной почте: info@construction-engineer.ru

В течении 15м менеджер свяжеться с вами для уточнения деталей выезда инженера

При попытке отправить ваш запрос произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте снова.

https://construction-engineer.ru будет использовать информацию, которую вы предоставляете в этой форме, чтобы поддерживать с вами связь для уточнения деталей вашего объекта и другой необходимой информации.