Технология строительства автомобильных дорог предполагает обязательную установку гидроизоляции, необходимой для защиты дорожного полотна от воздействия влаги. Благодаря монтажу гидрофобных материалов удаётся существенно повысить износостойкость дороги, продлить срок её службы, а также защитить от разрушения бетонное или железобетонное основание дороги. В данной статье речь пойдёт о том, как правильно установить гидроизоляцию дороги и какие материалы рекомендуется для этого использовать.

 

 

Зачем нужно делать гидроизоляцию дорожного полотна?

 

Воздействие талых, грунтовых вод и атмосферных осадков может негативно сказываться на состоянии дорожного полотна. Скапливающаяся внутри конструкции жидкость со временем приводит к разрушению какой-либо части многослойной конструкции дороги или же всей конструкции сразу. При замерзании такая вода способна существенно увеличить давление на материал дорожного полотна или, проникнув в мелкие трещины, расширить их и привести к более серьёзным повреждениям. Монтаж надёжной гидроизоляции позволит избежать всех перечисленных проблем, а также предотвратит контакт жидкости с дорожным полотном.

Качественный гидроизоляционный материал не только позволит обеспечить целостность дорожных конструкций в местностях с любыми, в том числе суровыми, климатическими условиями, но и сможет обеспечить высокую устойчивость дороги к механическим нагрузкам. Хорошая дорожная гидроизоляция выдерживает температурные перепады, существенные деформации и другие явления, поэтому в таких случаях дорожному полотну будут не страшны почти никакие внешние воздействия. Однако крайне важно соблюдать технологию работы с выбранным гидрофобным материалом, иначе достичь необходимого эффекта не получится.

 

Виды материалов для гидроизоляции дорог и способы их монтажа

 

Существует несколько типов материалов, традиционно используемых для гидроизоляции дорог. Основные требования к таким гидрофобным составам – возможность эксплуатации как при низких, так и при высоких температурах, устойчивость к воздействию солнечного света, высокая степень износостойкости, а также способность выдерживать сильные механические нагрузки. Рассмотрим подходящие по данным критериям материалы немного подробнее.

 

Битумные обмазочные и напыляемые мастики

 

битумная гидроизоляция крыши

 

Наиболее традиционным вариантом гидроизоляции считаются мастики, изготавливаемые на основе битума. Они очень часто применяются для обработки не только дорожных конструкций, но и любых других жилых и нежилых сооружений. 

Такие материалы могут наноситься на рабочую поверхность двумя способами – ручным, с использованием малярных кистей, валиков или шпателей, или при помощи специальных распылителей, обеспечивающих формирование влагозащитного слоя одинаковой толщины, экономичный расход мастик и их равномерное распределение по основанию. Жидкая и при этом достаточно вязкая консистенция битумных мастик, не склонных застывать сразу же после нанесения, делает их использование для гидроизоляции дорог очень удобным.

Покрытие на основе битумных мастик является бесшовным и поэтому исключает риск протечек, опасных для дорожного полотна. Также рассматриваемый тип гидроизоляции обладает высокой степенью устойчивости к температурным перепадам, к воздействию солнечного света и к контакту с различными химическими веществами. Срок службы обмазочных и напыляемых битумных мастик при правильном их нанесении может превышать 5-7 лет, что считается отличным вариантом для дорожных конструкций, постоянно подвергающимся высоким механическим нагрузкам.

 

Читайте больше по теме:

Битумная гидроизоляция: виды, характеристика и технология устройства

 

Рулонные материалы

 

рулонная гидроизоляция

рулонная гидроизоляция

Гидрофобные материалы рулонного типа являются бюджетным вариантом качественной дорожной гидроизоляции. Речь идёт об изделиях наплавляемого типа, которые монтируются с использованием газовых горелок. Причём такой вариант считается оптимальным для любых климатических условий. Главное – соблюдать правила хранения и транспортировки материалов, которые не следует помещать под прямой солнечный свет или оставлять в помещениях с избыточной влажностью и высокой температурой.

Рассматриваемые материалы обладают небольшой толщиной (не более 6 мм), отличной способностью деформироваться при внешних воздействиях и возвращаться в первоначальное состояние, а также высокой степенью устойчивости к температурным перепадам, атмосферным осадкам и механическим нагрузкам, в том числе давлению. Оптимальными вариантами основания для рулонных материалов считаются стальные и железобетонные плиты. На гидроизоляцию же нередко укладывается асфальтовое покрытие, которое на этапе монтажа может разогреваться до 230 градусов по Цельсию.

 

Читайте больше по теме:

Устройство рулонной гидроизоляции с подробной инструкцией её монтажа

Жидкая резина

 

Жидкая резина, которая изготавливается на основе битумной эмульсии с добавлением большого количества полимерных латексных добавок, также считается отличным вариантом для гидроизоляции дорожных конструкций. Этот материал однородный, высокоэластичный, технологичный, функциональный, простой в нанесении (если работу выполняют специалисты, снабжённые необходимым оборудованием), а также абсолютно экологически безопасный. Относительное удлинение жидкой резины при разрыве составляет не менее 1900%. Однако стоимость данного гидроизоляционного состава соответствует его положительным свойствам.

Также данный гидрофобный материал способен выдерживать воздействие очень высоких температур, вплоть до 220 градусов по Цельсию, однако для этого его необходимо предварительно защитить слоем геотекстиля. В качестве основания для устройства гидроизоляции на базе жидкой резины отлично подойдут металлические или бетонные покрытия. При этом перед началом работ поверхность необходимо очистить и высушить, а все имеющиеся на ней дефекты – заделать. Температура основания может варьироваться от +5 до +40 градусов по Цельсию, а при проведении работ в холодную погоду жидкую резину следует нагреть до +15 градусов. Чаще всего нанесение материала на рабочую поверхность производится методом безвоздушного напыления.

 

Читайте больше по теме:

Гидроизоляция жидкой резиной

 

Сравнительная таблица основных характеристик материалов

 

Обобщить перечисленные выше особенности различных гидрофобных материалов, поможет следующая таблица:

Наименование показателя

Битумные мастики (обмазочная гидроизоляция) 

Битумные мастики (напыляемая гидроизоляция)

Рулонная гидроизоляция

Жидкая резина

Наличие швов на гидрофобном покрытии

Нет

Нет

Есть (нагревание материала позволяет сделать швы неуязвимыми)

Нет

Прочность сцепления с бетонным основанием, МПа

0,2

0,6-2

0,3

1

Относительное удлинение при разрыве

350-400%

200-400%

От 40%

До 450%

Водопоглощение за 24 часа, не больше

0,4%

0,5%

2%

0,5%

Время застывания

1-3 суток

6-24 часа

4-12 часов

Расход на один слой, кг/кв.метр

0,7-2

0,35-4

2,5-3,5

Температура использования, градусы Цельсия

От -50 до +70

От -50 до +50

От -25 до +50

От -50 до +85

Температурная устойчивость, градусы Цельсия

До +150

До +250

До +140

До +300

Устойчивость к воздействию химических веществ

Средняя

Средняя

Высокая

Средняя

Стойкость к воздействию ультрафиолета

Средняя

Низкая

Средняя

Средняя

Срок службы

До 20 лет

15-25 лет

7-10 лет

25-30 лет

Работы по устройству гидроизоляции дорог

 

Процесс монтажа гидроизоляции дорог включает в себя несколько обязательных этапов, а также выполняется с соблюдением технологии укладки дорожных конструкций. Рассмотрим этапы и особенности рабочего процесса немного подробнее.

Стоит отметить, что основным требованием к устройству дорожной гидроизоляции является обеспечение плотного прилегания гидрофобного материала к основанию дороги. Только в таком случае гидроизоляция надёжно перекроет любые трещины и микроотверстия материала основания. Степень адгезии также влияет на устойчивость гидроизоляции дороги к различным факторам окружающей среды, на её водонепроницаемость, твёрдость и эластичность. Оптимальным решением станет такая гидроизоляция, которая обеспечивает надёжную защиту дорожного полотна от воздействия влаги и опасных химических веществ, позволяет избежать чрезмерных затрат на ремонтные работы, а также увеличивает срок службы конструкции. 

Во многих случаях в качестве основного гидроизоляционного материала выбирается геомембрана, отвечающая всем требованиям к гидрофобному покрытию. Речь идёт о материале рулонного типа, обладающем отличной влагостойкостью, а также высокими показателями прочности и эластичности. 

Геомембрана, уложенная в соответствии с рекомендациями производителя, позволяет уменьшить давление замерзающей воды и грунта на поверхность дорожного полотна. Тогда в глубине конструкции не образуются трещины, в которые может попасть вода, что и приводит к разрушению всей дорожной конструкции. Геомембрана позволяет справиться с воздействием жидкости на дороги, в том числе, и на территориях с неблагоприятными климатическими условиями, поскольку, благодаря своей высокой прочности, она не пропускает жидкость к дорожному полотну.

Для рассматриваемого рулонного материала характерна способность растягиваться как минимум в 6-8 раз и при этом не терять свои первоначальные свойства. Среди положительных особенностей геомембраны и её отличная температурная устойчивость, выражающаяся в том, что такой гидроизоляции не страшны ни морозы в -60 градусов по Цельсию, ни жаркая погода до +40 градусов.

Поговорим немного конкретнее о технологии устройства дорожной конструкции. Строительные работы начинаются с монтажа теплоизоляции, однако данный этап в большинстве случаев можно пропустить. Он строго обязателен только в тех случаях, когда для конкретной территории характерен пучинистый тип грунта или высокий уровень грунтовых вод. В качестве утеплителя применяется экструдированный пенополистирол, который за счёт высоких показателей прочности и твёрдости ликвидирует негативные последствия пучения грунта, а также выдерживает существенные деформационные нагрузки, которые, таким образом, «снимаются» с других элементов дорожной конструкции.

Теплоизоляция дороги монтируется поверх отсыпки. Такое решение помогает справиться с неблагоприятными условиями, поскольку утеплитель отлично справляется с защитой дороги от промерзания. Следует отметить, что выбор типа утеплителя и его габаритов лучше всего доверить профессионалам. Это связано с тем, что характеристики теплоизоляционных плит в каждом случае уникальны.

Поверх теплоизоляции монтируется дренирующий слой, который может быть представлен отсыпкой из гравия, щебня или песка. Данная прослойка также будет принимать на себя некоторые задачи гидроизоляции, поскольку отсыпка необходимой толщины отлично справляется со сбором грунтовых вод и атмосферных осадков. При устройстве дренажа важно обеспечить уклон отсыпки, направленный от центра дренирующего покрытия к его краям. Для защиты дренажа от затапливаний можно использовать рассмотренный ранее геотекстиль. Главная задача этого материала – сдерживать различные вредные частицы, которые содержатся в грунтовых водах, в том числе песок, ил и мусор. 

Гидроизоляция дорожного покрытия же выполняется с использованием того материала, который был выбран на этапе проектирования дорожной конструкции. Если речь идёт о составах рулонного типа, то при укладке материала необходимо соблюдать нахлёсты, которые либо прогреваются, либо тщательно обрабатываются битумными мастиками на этапе монтажа. При устройстве гидроизоляции также крайне важно соблюдать уклоны, обеспечивающие отведение жидкости в сторону дренажной системы. В неблагоприятных условиях, например, при высоком уровне грунтовых вод или при обильных атмосферных осадках на конкретной территории, гидроизоляция размещается поверх утеплителя.

Для достижения лучшего эффекта от устройства гидроизоляции по краям дорожной конструкции на определённом расстоянии друг от друга монтируются элементы ливневой канализации, отвечающие на сбор лишней жидкости, а также за защиту канализационной системы от мусора. 

Соблюдение всех перечисленных выше рекомендаций позволит существенно увеличить срок эксплуатации дороги, защитить все элементы конструкции от промерзаний и повреждений под воздействием влаги, свести к минимуму вред от деформационных нагрузок и обеспечить высокую прочность дорожного полотна. А в сезон оттепелей и дождей правильно оборудованная дренажная система не допустит «размывания» дорожной конструкции, поскольку вся лишняя влага будет своевременно удаляться в канализацию.

 

Нормативная документация

Для скачивания нормативных документов на тему устройства гидроизоляции дорог, нажмите на ссылку ниже:

СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1)

 

Цены на работы устройству гидроизоляции дорожного полотна

Вид работ

Единица измерения

Стоимость, руб.

Подготовка основания

м2

30

Нанесение праймера или грунтовки

м2

50

Устройство гидроизоляции из рулонных материалов для дорожного полотна

м2

 400

Нанесение жидкой резины

м2

200

 

Читайте больше об устройстве различных видов гидроизоляции:

Виды гидроизоляции: разновидности материалов и способы их нанесения